Беседа на тему: "Что такое дружба?"
Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; развивать умение понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.
Ход беседы
Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?
Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.
Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.
Педагог предлагает детям прочитать рассказ Е. Кошевой "Два огородника". Когда я прочту вам рассказ, попытайтесь сказать, как можно назвать детей, о которых рассказывает автор.
Вопросы после чтения
– Как можно назвать Олега и Гришу?
– Почему их можно назвать друзьями?
– Почему Олега можно назвать хорошим другом?
– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?
В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты,
поступки, высказывает к ним свое отношение.
Педагог предлагает детям прочитать еще один рассказ, который
называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о
которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или
подругами.
Вопросы после чтения
– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до
первого дождя!"
– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему
нельзя?
– Как надо было поступить Маше?
Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда
выручай".
Беседа на тему: "Кто такой друг?"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.
Ход беседы
Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.
Вопросы после чтения
– Что увидел Коля в окошке?
– Откуда появился шарик?
– Зачем ребята принесли Коле шарик?
– Как можно назвать этих ребят?
– Какие эти ребята?
– Почему их можно назвать хорошими друзьями?
– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили
его в беде?
– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете
им.
– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?
Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и
дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно.
Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить
и работать.
Можно сказать детям, что умение дружить –
хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.
Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с
детьми объяснить ее понятие.
Беседа на тему: "Чуткость "
Цель: Развивать умение у детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?
Вопросы после чтения
– Кто из детей вам понравился?
– Почему понравился Олег?
– Как можно назвать Олега? Какой он?
Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег
добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил,
Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому
Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда
его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.
– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о
нем?
– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?
Сделать вывод о том, что от хороших поступков
всегда бывает всем приятно.
– Почему вам не понравилась Катя?
– Как ее можно назвать? Какая она?
– Как надо было поступить Кате? Почему?
– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?
– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?
Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости
быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать
сверстникам, не ожидая просьбы о помощи,
помогать так, чтобы сверстники не обиделись.
Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о
помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".
Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.
Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишки", "Дай руку".
Беседа на тему: "Доброжелательность"
Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости
чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить
правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в
окошке". Послушайте его внимательно.
Вопросы после чтения
– Как можно назвать детей, которые принесли шарик?
Какие они?
Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно
назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.
– Почему их так можно назвать?
Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".
– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?
– Как в книге об этом говорится?
Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям
высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает
очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.
Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их
об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили,
когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".
Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила",
написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом
скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.
Вопросы после чтения
– Как отнеслась Муся к Вале?
– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?
– Как надо было поступить Мусе?
– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.
Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".
Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".
Ход беседы Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.
Вопросы после чтения
– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?
– Как поступила Светлана?
– Как ее можно назвать? Какая она?
– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?
– Что такое чуткость?
Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".
Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а
после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы
правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь
моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не
укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у
детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"
– Что такое скромность?
Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда
дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим,
потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо
говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь
ждать, когда тебя похвалят другие".
– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?
Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким
хорошо и быть скромным тоже хорошо.
Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.
А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.
Беседа на тему: "Правдивость"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману.
Ход беседы
Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"
Вопросы после чтения
– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?
– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?
– Что такое правдивость?
Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение
человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда
не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее
неприятно, трудно".
– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать
людей?
– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?
Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно
всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это
красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.
Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.
Вопросы после чтения
– Почему случилась беда в этой семье?
– Как нужно было поступить Мише?
Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.
Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.
Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"
Цель: Обобщить и закрепить представление детей
о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям
(к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и
особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость;
помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.
Ход беседы
– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с
вами? (23 февраля, 8 марта).
– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими
праздниками.
Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что
сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их
поздравили с праздником?
– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым
приятным подарком папам и мамам?
– Как надо себя вести, чтобы доставить радость
родителям, не огорчать их?
Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.
– Что такое, по–вашему чуткость?
– Что такое правдивость?
– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.
Беседа на тему: "Скромность"
Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя;
уточнить представления детей о необходимости и смысле скромного
поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной
нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к
скромности как к норме поведения.
Ход беседы
Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали
рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях.
– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется
рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот
рассказ?
– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно
назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?
– Скромность и чуткость – это одно и то же или
разное?
– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто
написал этот рассказ?
– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?
– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?
– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".
Вопросы после чтения
– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?
– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?
Обобщить высказывания детей.
Этические беседы
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Память о войне»
Программное содержание: совершенствовать представления детей о войне; способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма; развивать умение детей составлять рассказы о войне.
Развивать монологическую речь и связные высказывания детей; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим родным, семье.
Словарная работа: доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.
Ход беседы:
- Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ Андрея Платонова
«Маленький солдат»
Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.
На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.
Там стояли два майора, похожие один на друго
Тема «Будь всегда вежливым»
Программное содержание: Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
Оборудование: Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».
Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.
Ход беседы:
Воспитатель, обращаясь к детям говорит:
- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)
- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.
1 поступок: Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:
- дети помогают ему встать;
- дети забинтовывают мальчику ногу;
- дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;
- дети смеются над плачущим от боли мальчиком.
2 поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:
- девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;
- девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;
- девочка проходит мимо;
- бабушка сама поднимает упавшую трость.
3 поступок: Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:
- мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;
- мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;
- мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.
Воспитатель хвалит детей:
- Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:
- Не рой другому яму- сам в нее попадешь.
- Кто свой гнев одолевает- тот крепче бывает.
- Добро творить- себя веселить.
- Друга ищи- а найдешь береги.
Игра «Придумай сказку»
- Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей.
После прослушивания сказок, спрашиваю у детей:
- Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?
Тема: «Правила поведения в игре»
Программное содержание:Закрепить и обобщать представления детей о правилах поведения в играх. Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.
Подготовка к беседе:
- изготовление костюма феи
- изготовление волшебных очков
Ход беседы:
Вхожу в группу в костюме Феи. Здороваюсь с детьми. Представляюсь.
- Ой, ребята, куда я попала? (в старшую группу «Пчелка»)
- Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Готовы поиграть со мной?
Дети: Да!
Игра «Волшебные очки»
Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками
Описание игры: Фея показывает детям очки и говорит:
- Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Давайте, сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел.
(Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)
-Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.
«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать Кубики, из которых был построен теплоход.
- Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.
- А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.
- Матрос, займите свое место! Подходи к берегу. Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.
- Сам набрасывай, - послышалось в ответ.
- Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?
- Какие некрасивые поступки он совершил?
- А у вас есть такие дети, как Андрей?
- Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?
- Ребята, давайте сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре. Я начинаю. Кидаю мяч ребенку и говорю:
- В игре надо соблюдать все правила
- Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры
- Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.
- Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
В заключении беседы говорю детям:
- Ребята, мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в группе «Пчелка» вежливые, хорошие, умеете играть друг с другом, знаете много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память о своей встречи с вами я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными. До свидания!
Тема: « Правила поведения детей в труде»
Программное содержание: Закрепить и обобщать представления детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде. Развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.
воспитывать положительное отношение к труду.
Подготовка к беседе:
- подготовка куклы Незнайки к занятию.
Ход беседы:
Прихожу к детям вместе с Незнайкой.
- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны? Читаю стихотворение:
Портниха. Переплетчица.
Целый день сегодня шью. Заболела
Я одела всю семью. Эта книжка: изорвал ее братишка.
Погоди немного, кошка. Я больную пожалею.
Будет и тебе одежка. Я возьму ее и склею.
-Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?
- можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.
- Ребята, правильно ли сказал Незнайка?
- Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.
- А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
(Ребята называют рассказы)
- Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?
Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.
Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)
- Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)
- Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)
- Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:
- Помочь Мальвине убирать игрушки.
- Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь
- Уважительно относиться к чужому труду
- Действовать в труде совместно, коллективно.
- Совместно обсуждать предстоящую деятельность
- Помогать друг другу советами в труде
- Незнайка, тебе помогли дети?
- Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!
- Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.
Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.
Так или не так?
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:
- И я сегодня маме помогала.
- И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?
- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
- А я ботинки чистила
- Мамины? – спросила Оля
- Нет, свои
- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила?
- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.
Так или не так?
- Ребята, кто же из детей помогал маме?
- Можно ли Люде сказать такую пословицу?
Судят не по словам, а по делам.
- Ребята, а как вы понимаете пословицы:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
По окончанию беседы хвалю детей:
- Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!
Тема: «Правила поведения на занятии»
Программное содержание: Продолжать расширять и закреплять полученные раннее представления о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.
Воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование:
- заранее подготовленная инсценировка сказки «Урок музыки» с участием детей, разучивание слов, реплик.
- подготовка костюмов Буратино, кота, собаки.
Ход беседы:
Собираю детей и говорю:
- Ребята, сегодня к вам приехали артисты, которые показывают детям театральные представления. Они нам сегодня покажут сказку « Урок музыки», где многие правила поведения нарушены. Смотрите внимательно, потом мы будем обсуждать, какие правила нарушили ребята.
Урок музыки.
(По мотивам сказки А. Островского)
Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,
- собака Чижик,
- Буратино,
- учитель Кот.
(Алеша и Чижик готовятся к уроку)
Чижик: (бормочет)до, ре, ми, фа…
Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?
Чижик: Волнуюсь, повторяю. Ав- ав!
Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.
Чижик: Учитель идет!
(Входит кот)
Кот: Здравствуйте!
Алеша и Чижик: Здравствуйте!
Кот: Начнем урок.
Чижик: (тихо)Ой, боюсь, сейчас меня спросят. Ав!
(В класс вбегает Буратино и падает)
Буратино: Ой- ой!
Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.
Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!
Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.
Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!
Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.
Алеша: (Поет любую попевку с названием нот) до, ре, ми, фа…
Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.
Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.
Кот: Ты урок забыл?
Буратино: Да! То есть нет, я выучил.
Кот: Назови ноты по порядку.
Буратино: По чему:
Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.
Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…
Кот: Дальше!
Буратино: (ждет подсказки) ну!
Кот: Дальше!
Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».
Кот: Дальше!
Буратино: Ну! Ре.
Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…
Буратино: Ми- ми.
Кот: Какая нота?
Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.
Кот: Буратино, какая фасоль?
Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.
Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.
Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».
Буратино: Опять не повезло! (вздыхает)
Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.
Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).
Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».
Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.
Кот: Чтоб изучить науку пения.
Чтоб урок не зря для вас прошел,
Должны набраться вы терпения
И слушать очень хорошо,
Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!
Урок закончен, до свидания!
Благодарим ребят за инсценировку сказки. Спрашиваю у детей:
- Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?
Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики:
- Приходить до начала урока!
- Готовиться к уроку до звонка!
- Если не готов к уроку, нужно заранее предупредить учителя до начала урока и выучить его к следующему разу.
- Не опаздывать на урок, а если опоздал- извиниться и попросить разрешение присутствовать на уроке.
- Не подсказывать на уроке, лучше помочь другу выучить урок.
- Помните! Подсказка унижает человека.
- Смело отвечай выученный урок.
В конце беседы хвалю детей за инсценированную сказку и за правильно найденные ошибки.
Тема: «Правила поведения по улице»
Программное содержание: Обобщать и закреплять представления детей о правилах поведения на улице, на дороге.Развивать внимательность.
Воспитывать самостоятельность, умение правильно переходить дорогу.
Подготовка к беседе:
- Подготовка тротуара (вырезанные из плотной бумаги), пешеходный переход, светофор.
- Подготовка игрушек-машин, резиновых кукол.
- Заранее распределение долей между детьми (черепах, собака, ребенок с машинкой, ребенок с мячом)
Ход занятий:
Беседу провожу за большим столом.
Воспитатель: где начало занятия? У пешеходного перехода собрались люди. Все ждут сначала светофора, чтобы перейти улицу. Они стоит на тротуаре.
Светофор.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Очень важный светофор.
У него глаза цветные,
Не глаза- а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня
Поглядите – кА сейчас
Загорелся желтый глаз.
- Ребята, можно идти, ехать? Правильно, нет, это сигнал – внимание?
Стоят машины, пешеходы.
Светофор мигнул и раз-
Вдруг открыл зеленый глаз.
- Пешеходом путь открыт!
(Игрушки-пешеходы переходят улицу. Игрушками управляют дети)
- Ребята, переходя дорогу, как бы вы ни спешили, ни торопитесь, не следует бежать, расталкивая прохожих, как будто за нами кто-то гонится.
В этом случае можно сказать, тем кто идет не спеша: «Разрешите пройти?
Постарайтесь не задевать прохожих зонтиком, игрушкой, сумкой.
- Ребята, давайте вспомним основные правила для пешеходов?
- Идти только по правой стороне тротуара
- Не гулять по мостовой и не переходить проезжую часть улицы на искосок
- Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.
- Если встретили знакомую, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.
(девочка переводит черепаху через дорогу без соблюдения правил)
Воспитатель: - Мне, - сказала черепаха,-
Неизвестно чувство страха,
На сигналы не гляжу :
Где хочу- перехожу!
-Ребята, объясните черепахе, почему она не права. (Ребята объясняют)
А пока переходила,
Под машину угодила.
(мальчик ведет машину и наезжает на черепаху)
Искры брызнули из глаз…
Хорошо, что панцырь спас!
(ребенок выкатывает маленький мяч на проезжую часть, за мячом «бежит» собачка)
Шарик мчится за мячом:
-Мне машина не по чем!
(машина объезжает Шарика)
Отскочить он не успел
И остался чудом цел.
-Ребята, объясните Шарику, какое правило он нарушил?
Дети: Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!
- Ребята, назовите сигналы светофора. Что они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их действие на игрушках.
- Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, направо.
- Переходить улицу можно в местах, где есть переходная дорожка.
- Не переходить улицу, если по ней движется специальный транспорт.
- Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Правильно – неправильно»
Цель: Развитие внимания, умение находить нарушения правил поведения на улице, на картинках.
Оборудование: Картинки с изображением различных ситуаций на улице.
Описание: Ребята, внимательно рассмотрите картинки, что правильно, что- неправильно.
В заключении спрашиваю у детей:
- Ребята, скажите, станет ли культурный человек громко разговаривать на улице, привлекая внимание, ссорить, бросать шелуху от спичек, бумажки?
-Если вам нужно о чем-то спросить на улице, как вы поступите?
- Ребята, а какие вы знаете правила поведения на тротуаре?
(не толкать прохожих, не мусорить, пропускать прохожих).
-А какие вы знаете правила поведения на проезжей части?
(переходить дорогу только на зеленый цвет, не бегать переходя дорогу, не играть на проезжей части)
В конце беседы хвалю детей.
Тема: « Правила поведения в работе с книгой»
Программное содержание: Закрепить и обобщить представления детей о правилах поведения в работе с книгой. Развивать внимание
Воспитывать бережное обращение с книгами.
-Подготовка куклы Незнайки
- Подготовка книги с оторванной страничкой
Ход беседы:
Приношу к детям порванную книжку и говорю:
- Ребята, посмотрите, что Незнайка с книгой сделал. Хорошо он поступил?
Дети: Нет!
- А вот и сам Незнайка идет.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как я с книгой интересно играл.
- Ребята, объясните Незнайке, что так с книгами не обращаются.
(ребята объяснили Незнайке, а воспитатель читает стихотворение):
Знать обязаны детишки,
Что не надо портить книжки:
В них не стоит рисовать
И листочки вырывать!
Все странички в них важны,
Книжки вы беречь должны
А закончили читать-
Книжку надо в шкаф убрать.
Книжек много есть вокруг
Каждая – прекрасный друг.
- Ребята, скажите, а почему с книгой надо обращаться аккуратно и беречь их?
(потому, что мы многое узнаем с книг)
- Давайте с вами почитаем рассказ из книги, которую порвал Незнайка.
(читаю рассказ, но на самом интересном месте останавливаюсь)
- Все ребята, дальше я не смогу вам почитать.
Дети: Почему?
Незнайка вырвал здесь страничку.
- А что теперь будет делать?
- Давайте скажем Незнайке, как нужно обращаться с книгами:
- Беречь книги!
- Не рвать книги!
- Не рисовать в книгах!
-Ухаживать за книгой!
- При работе с книгой, аккуратно перелистывать страницы, не мять их.
- Хранить книги в шкафу или на книжной полке!
- Незнайка, теперь тебе понятно, почему нужно хорошо обращаться с книжками?
- Да! Спасибо, вам ребята за добрые советы. Мне очень стыдно, что я так поступил с книгой. Давайте сейчас я приклею листочек на место, и мы дочитаем рассказ.
(Ребята вместе с Незнайкой приклеивают оторванную страничку на место. Воспитатель дочитывает рассказ)
По окончанию беседы, воспитатель говорит:
- Ребята, берегите книги, наших дорогих и верных друзей.
Тема «О культуре поведения»
Программное содержание: Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.Развивать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.
Оборудование: игрушки, медведь.
Ход беседы:
Воспитатель говорит детям:
- Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас на урок в школу игрушек.
Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:
- Здравствуйте, доброе утро и т.д.
- Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.
(Дети знакомятся с игрушками)
- Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…
- Что нужно сказать после обеда? (спасибо)
- К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)
- Как надо попросить? (пожалуйста)
- Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)
- Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)
- Какие слова говорят утром? (доброе утро)
- Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас..)
- Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.
Медведь: Я все могу- могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу! Могу! Могу!
…но не хочу!
- Вам понравился медведь?
- Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?
- Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был,
Оттолкнул братишку.
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
( Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)
- Как можно назвать такого мишку?
Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?
- Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?
- Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.
Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастливым, крикливым, грубым. И вы, ребята, помните об этом всегда. Спасибо вам!
Тема:
«Подружись с зубной щеткой»
Программное содержание:
Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Формировать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести пониманию их назначения и функции; Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскания рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней)
Оборудование:
Несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.
Ход беседы:
В гости приходят Мальвина и Буратино.
М: Здравствуйте ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи по смелее, пусть ребята на посмотрят.
Б: Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.
М: А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!
Б: Ладно, помою руки (Плюёт на руки и растирает их).
М: Затем умыться (не смотрит на Буратино).
Б: Вот смотри, как умываюсь (руками без воды трет лицо)
М: Причесаться.
Б: Это запросто! (Прилизывает руками волосы)
М: И почистить зубы зубной щеткой (Буратино растеряно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов. Не поймет какая щетка для зубов!)
М: Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке)
Б: А чистить зубы совсем не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?
М: Ребята, правильно ли думает Буратино? (нет, нужно чистить 2 раза)
Б: А зачем?
М: Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, по удобнее и посадите рядом Буратино.
- Ребята, сколько зубов у человека?
- Для чего нужны человеку зубы? (чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый)
- А зубы только у человека есть?
- Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Давайте постучим зубами. А теперь посмотрите на свои зубы в зеркало: все ли зубы одинаковы? Да, у всех зубы разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними коренные, которые пережевывают пищу.
- Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.
Б: Ой, спасибо, я пошел. Всё про зубы рассказали, я всё знаю.
М: Нет, постой. Ты ведь не знаешь, что зубы надо беречь. А почему разрушаются зубы? (игра с мячом. Полезная для зубов морковь, яблоко, молоко, творог, сметана, масло, кефир. Не полезно – шоколад, конфеты, печенья, леденцы, зефир)
- А как можно помочь зубам? ( чистить, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)
- Как часто нужно чистить зубы, почему?
- Значит, лучшие друзья для наших зубов – это зубная щетка зубная паста.
- А у взрослых и детей щетки одинаковы?
- А как вы ухаживаете за зубной щеткой?
М: Буратино, ты запомнил? (Да!) А что, если разболятся зубы? (К стоматологу). Но не жди, пока зубы заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровы.
Б: Ой, еще и врачи есть, которые зубы лечат?
М: Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть. Давайте с вами назовем правила бережного отношения к своим зубам:
- чистить зубы 2 раза в день.
- полоскать зубы после еды
- не есть много сладкого, не грызть твердые предметы
- пользоваться своей зубной щеткой
- посещать стоматолога
М: Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, про ребят. Стоматолог передал вам привет и пожелал вам здоровье.
Тема: «Мы едем в транспорте»
Программное содержание: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д.Развивать внимательность, наблюдательность.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.
Оборудование:
- Подготовка сиденьев- стульчиков, билетов.
- Вывеска «касса с билетами»
Ход беседы:
Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:
Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами», говорю детям:
- Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример:
- Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
- Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет.
- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
- Не разговаривай громко в транспорте.
- Не сори в транспорте.
- Не пачкай сиденье.
После перечисления правил, предлагаю детям занять места.
- А кто из нас будет водителем? ( вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.
Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.
Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.
Воспитатель говорит детям:
- Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе (дети указывают на его ошибки).
- Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.
На очередной остановке в автобус садится Буратино, который поднимает оброненную воспитателем ручку и говорит:
- Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.
Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.
После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».
Воспитатель говорит детям:
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка и Буратино посмотрят, какие вы умные.
Игра «Продолжи предложение»
Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.
Оборудование: мяч
Описание: Воспитатель говорит детям:
- Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать, а внимательно слушайте и продолжайте:
- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).
- Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).
- Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).
- Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).
- Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.
( Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).
Материалы для проведения этических бесед
Вежливость
С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.
Но в некоторых ситуациях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребенком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребенок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.
Зачем говорят «здравствуй» (4–5 дет)
В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.
Педагог начинает беседу с вопросов:
– Что вы говорите, приходя утром в детский сад?
– Кому вы говорите «здравствуйте»?
– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?
– Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.
Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.
Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
– Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
– Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.
– А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.
Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».
Завершая беседу, педагог уточняет:
– Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику
– Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ (4–5 ЛЕТ)
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.
– Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».
Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».
Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение.
Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.
– Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».
Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
– Чему Петя научился?
– Чему Петя должен учиться?
– Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.
В свободное время воспитатель предлагает детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.
ЧЕГО НЕ ЗНАЛ ВОРОБЫШЕК (4–5 ЛЕТ)
В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.
– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, – начинает беседу воспитатель. – Один из них мы сейчас узнаем.
Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».
– Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)
Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА (5–6 ЛЕТ)
В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).
Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.
– Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)
– Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?
раскрыть » / « свернуть