«Развитие интереса к природе и любознательности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности»
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию экологической культуры воспитанников.
Задачи:
- Систематизировать имеющиеся знания у педагогических работников по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);
- Умение использовать дидактические игры и упражнения в процессе ознакомления с природой;
- Развивать познавательный интерес у педагогических работников, быстроту мышления, умение работать в коллективе;
- Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума
(занятие - 1, занятие - 2)
- Теоретическая часть
- Выступление по теме: «Развитие интереса к природе и любознательности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности».
- Выступление по теме: «Формы и методы работы с законными представителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».
II. Практическая часть (игра-соревнование)
- Экологический тренинг для педагогов.
- Представление названия команды.
- Разминка.
- «Интеллект-карта».
- Решение заданий.
III Заключительная часть (подведение итогов, оценка эффективности)
Домашнее задание:
1.Изучить литературу по теме семинара.
2.Проработать программу дошкольного образования по О.О. «Ребёнок и природа» согласно возраста воспитанников.
- Подобрать пословицы на экологическую тему.
Ход семинара
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему «Развитие интереса к природе и любознательности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности».
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования игровых технологий в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - это непрерывный процесс развития воспитанников, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых представлений о природе, а также взаимосвязей в ней;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования самой природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Бесконечный мир природы, окружающий нас, пробуждает у детей дошкольного возраста живой интерес и любознательность, побуждает их как к художественно – речевой деятельности, так и к игре. Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Воспитатель дошкольного образования должен правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, используемые в предстоящей деятельности с детьми дошкольного возраста.
Наиболее из эффективных и интересных средств в воспитании у детей дошкольного возраста любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.
Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:
Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и др. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, развиваются умения обследовать их, воспитанники овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять представления детей дошкольного возраста, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность воспитанникам оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Рассказы о животных», парные картинки. Они дают возможность систематизировать представления детей дошкольного возраста о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом.
В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать представления детей дошкольного возраста о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают воспитанников в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления представлений о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации представлений. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры-эксперименты. Наибольший интерес дети дошкольного возраста проявляют к опытно-экспериментальной деятельности в игровой форме. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные игровые правила и игровые действия. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» и др. Такие дидактические игры стимулируют развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети дошкольного возраста, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают представления, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры являются отражением впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни. Помогают усваивать представления о труде взрослых в природе (работа на огороде, в теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками, каштанами. В них дети дошкольного возраста, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми руководит педагог, который помогает воспитанникам в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.
Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми дошкольного возраста используется большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой воспитанников, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Любознательность у детей дошкольного возраста всегда стояла на первом месте. И развивать ее рекомендуется в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивают их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления представлений, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро, кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».
В настоящее время при ознакомлении воспитанников с природой особое предпочтение отдается компьютерным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет воспитанникам играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьютерных игр. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей» и др.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях:
подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
1. Углубление и обобщение представлений, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
2. Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
3. Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в нерегламентированной деятельности);
4. Выбор места для игры, где воспитанники могут спокойно играть, не мешая другим; определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
5. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
6. Подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
7. Подготовка к игре воспитанников: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
«Проведение» - ознакомление детей дошкольного возраста с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются представления воспитанников о них); объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого педагог развивает умение воспитанников правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом воспитанников, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
При подведении итогов воспитатель дошкольного образования подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у воспитанников, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня.
«Анализ» - анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере воспитанников и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
2. Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является одной из составных частей работы учреждения дошкольного образования. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями).
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями - значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
В работе с родителями (законными представителями) по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель
педагог — ребенок — родитель.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание, которое можно провестив форме дискуссий, КВН, диспутов. Родительское собрание можно начать с КВНа между командой воспитанников и родителей, затем, после ухода воспитанников, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие.
Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей дошкольного возраста, побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с воспитанниками дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать воспитанникам и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Можно использовать такие формы работы, как совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе, создание экологических ситуаций, привлечение родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, проведение разнообразных конкурсов и выставок – все это позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми дошкольного возраста
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание.
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания воспитанниками.
II. Практическая часть
– Уважаемые коллеги! Сегодня каждый педагог сможет проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, даже повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм работы с воспитанниками в целях повышения эффективности образовательного процесса по данной теме.
Деление на две команды.
– Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю придумать название каждой команде и представить ее.
– Начнем нашу сегодняшнюю встречу с экологического тренинга (под звуки леса):
Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Над вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание ручья. Покой и умиротворение в природе и в вашей душе. Красота! Откроем глаза, и мы снова в детском саду.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делают воспитанники, общаясь с природой: с живыми объектами, с различными природными материалами (песок, глина, вода, снег и т.д.). Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных представлений о ее объектах и явлениях.
1.Разминка
- Что такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
- Что обозначает экологическое воспитание детей дошкольного возраста? (это ознакомление их с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии).
- Роль педагогов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста?
- Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем)
- Какие методы используются для экологического воспитания детей дошкольного возраста? (наглядные, практические, словесные)
- Перечислите наглядные методы экологического воспитания детейд ошкольного возраста. (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, слайдов)
- Перечислите практические методы экологического воспитания. (игра; элементарные опыты; моделирование)
- Перечислите словесные методы экологического воспитания. (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
- Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании. (наблюдение)
- Что должно быть в уголке природы? (растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки…)
- Что должно быть на участке учреждения? (деревья, кустарники, цветники, сад, огород..)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (занятия; экскурсии; прогулки, в том числе и целевые; наблюдения, труд в природе; экологические праздники и развлечения; познавательная практическая деятельность…).
1.Задание «Интеллект-карта»
На территории Беларуси можно встретить большое количество представителей животного мира.
Задание: разработать свой вариант интеллект-карты по обобщению представлений детей дошкольного возраста по теме (поэтапно). (каждая команда получает чистый лист бумаги, письменные принадлежности) Командир команды вытягивает из предложенных карточек тему: «медведь», «волк», «лиса», «заяц», «олень»…:
-напишите все, что вы знаете о …;
-обозначьте цифрами: что и в каком порядке вы можете рассказать детям дошкольного возраста о … (можно определить и возраст детей);
-укажите, какие формы работы для этого можно использовать;
-определите итоговое мероприятие с воспитанниками по этой теме.
2.Задание-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»
Погода во все времена интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей степени его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. Многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках могут использоваться для ознакомления детей дошкольного возраста с природой, народными традициями.
– Я начинаю говорить примету, а вы заканчиваете строчку:
Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
Уж на дороге греется – (перед дождем).
Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
Ворона кричит зимой – (к метели).
Лягушки квакают – (к дождю).
3.Задание «Нарисуй пословицу»
Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать»:
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
4.Задание «Музыкальный конкурс»
Каждой команде необходимо назвать музыкальные произведения о природе.
III Заключительная часть
Заключение – «Разброс мнений»
Педагогам надо продолжить предложения:
«Я могу применить полученные знания в своей работе так как…»
«Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»
Меня в этом вопросе больше всего смущает…»
«Значимость этого вопроса в том…»
На этом наш семинар подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
Желаю всем успехов в работе.
И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста.
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) /М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2023. - 380с.
2.Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 5 до 6 лет: учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус.и рус.яз.обучения / Л.К.Ладутько, С.В. Шкляр.- Минск: Аверсэв, 2016.-255с.
- Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: СэрВит, 2019. – 232 с.
раскрыть » / « свернуть