Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Педагог-психолог

Манцевич Наталья Вячеславовна
Педагог-психолог

Основной целью своей работы считает создание условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья детей, гармоничного развития в условиях учреждения дошкольного образования.

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведенияи данный тезис не требует особых доказательств.
Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

- Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором  - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

         Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом,

не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, –наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

 

Признаки сексуального насилия у детей и подростков


В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии

и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

 

Государственное учреждение «Березовский территориальный центр

социального обслуживания населения»:

  1. Транспортная услуга «Социальное такси» (тел. 9-24-28);
  2. Услуги няни (предоставляется семьям, воспитывающим двоих детей, родившихся одновременно; семьям, воспитывающим троих и более детей, родившихся одновременно; неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 4-х лет; семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; семьям, в которых оба родителя, либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы) (тел. 9-03-11);
  3. Оказание разовых платных услуг: ремонт швейных изделий, оклейка обоев, уборка жилых помещений и другие (предоставляется лицам, достигшим 60 лет; пенсионерам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста; инвалидам I или II группы) (тел. 9-03-11);
  4. Оказание вещевой гуманитарной помощи (предоставляется лицам, достигшим 60 лет; пенсионерам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста; инвалидам; малообеспеченным семьям; многодетным семьям; семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; неполным семьям) (тел. 9-24-28);
  5. Юридическая консультация (тел. 2-29-97);
  6. Психологическая помощь (тел. 9-24-67);
  7. Предоставление материальной помощи из средств Фонда социальной защиты (предоставляется пенсионерам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста; инвалидам I или II группы; семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) (тел. 9-24-28);
  8. Государственная адресная помощь предоставляется в виде:

8.1. ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий (среднедушевой доход не должен превышать бюджет прожиточного минимума) (тел. 9-24-28);

8.2. социального пособия для возмещения затрат на подгузники (предоставляется детям-инвалидам в возрасте до 18 лет с 4 степенью утраты здоровья и инвалидам I группы) (тел.9-24-30);

8.3. обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни (тел. 9-24-28);

9. обеспечение техническими средствами социальной реабилитации (инвалиды I или II группы; дети-инвалиды) (тел. 9-24-42);

10. Услуга временного приюта (жертв торговли людьми, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий; лиц, пострадавших от насилия; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (тел. 9-24-30)

Информацию о порядке и условиях предоставления (назначения) всех видов услуг можно получить по вышеуказанным телефонам.

Если есть основания для получения вышеуказанных видов услуг, то необходимо обратиться в государственное учреждение «Березовский территориальный центр социального обслуживания населения» по адресу: г. Береза, ул. 17 Сентября, д.35.

 

Малечская больница сестринского ухода и Сигневичская больница сестринского ухода:

1.Взаимосвязь и преемственность с другими учреждениями здравоохранения в лечении и обслуживании пациентов.

2.Диагностические, лечебные, реабилитационные мероприятия с использованием паллиативных, симптоматических и общеукрепляющих методов лечения.

3.Социально-психологическая реабилитация пациентов.

4.Обучение родственников пациентов особенностям ухода за тяжелыми больными.

Пациенты осматриваются:

1.Заведующим БСУ – один раз в 10 дней;

2.Врачом ОП – один раз в месяц.

Для оформления в БСУ пациент или его родственники должны обращаться в ГУ «Березовский территориальный цент социального обслуживания населения», тел. 9-023-11. Контактные телефоны:

Малечская БСУ – 9-74-10 – Стребкович Мария Матвеевна;

Сигневичская БСУ – 6-23-30 – заведующий Овчинников Владимир Евгеньевич;6-22-27 – пост медсестры.

 

ГУО «Березовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»:

1.Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией.

Для обследования родителями предоставляется выписка из медицинских документов, характеристика из учреждения образования, ученические тетради, рисунки.

     Запись на комиссию осуществляется по телефону: 45-7-43. После проведения комиссии избирается образовательный маршрут.

2.Коррекционно-педагогическая помощь (занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом).

3.Ранняя комплексная помощь (занятия с детьми от рождения до трех лет).

4.Получение специального образования в специальных классах центра для детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития.

5.Медицинская реабилитация (курсы массажа и ЛФК).

6.Работа с родителями (родительские клубы, семинары, тренинги и т.д.).

Контакты учреждения: ГУО «Березовский районы ЦКРОиР» г. Береза, ул. Комсомольская,3, тел. приемная 45-7-43, директор 45-7-44, E-mail: ckro_r@berezaroo.brest.by, сайт ckro.bereza.edu.by

Режим работы учреждения: 8.00-17.30

 

ГУО «Социально-педагогический центр Березовского района»:

1.Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям.

Контакты учреждения: ГУО «Социально-педагогический центр Березовского района» г. Береза, ул. Владимира Ленина, 74, тел:2-22-70, 2-27-74 , сайт spc@berezaroo.brest.by

Режим работы учреждения: 8.00-17.00

 

Что такое домашнее насилие?

 Семья– это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

 Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство.

 Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания

 Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

«физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».

 Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

 Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

 При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

– прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.

– насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

– нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже,  контроле и т.п.

– материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1

 Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие по отношению к вам:

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п;
  • Обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); в ситуации, если к вам применят насили, либо прячьтесь в таком месте, либо покиньте квартиру;
  • Выучите наизусть телефоны милиции, шелтеров, кризисных комнат для женщин, соседей, друзей, к которым  можете обратиться, находясь в опасности;
  • Подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией; не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить в любое время бесплатно;
  • Расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации;  договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак;
  • Отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия;
  • Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах;
  • Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения, т.е. шаль, шарф, толстые цепочки;
  • Под любым предлогом, который не вызовет подозрение, выходите из квартиры (дома); таким образом вы приучите супруга к тому, что вы не постонянно находитесь в квартире (доме);
  • Регулярно общайтесь по телефону со своим консультантом или сотрудниками шелтера, кризисной комнаты чтобы обмениваться мнениями по своей ситуации;
  • Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии.

ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 2

 Если вы готовитесь оставить человека, который применяет к вам насилие:

  • Отдайте на хранение все документы, которые доказывают, что к вам применялось  физическое насилие (фотографии, справки и т.д.), человеку, которому доверяете (друзья, соседи, адвокат и т.п.);
  • Определитесь, где вы можете получить помощь, расскажите там о том, что делает ваш супруг и не забывайте, что вы не должны стыдиться ситуации, в которую вы попали;
  • Если вы ранены, немедленно обратитесь к врачу, попросите врача оформить соответсвующую справку;
  • Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, шелтер, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
  • Записывайте все случаи насилия по отношению к вам в дневник, который будет находиться в надежном месте, недоступном вашему супругу;
  • Не ждите кризисной ситуации, заблаговременно  проконсультируйтесь со специалистом из консультационного центра, шелтера либо кризисной комнаты о своих правах;
  • Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
  • Храните необходимые номера телефонов и документов в легкодоступном для вас месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
  • Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
  • Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), которые будут хранить отложенные вами деньги у себя;
  • Спланируйте свои действия на тот случай, если дети либо кто-то другой расскажет супругу, что вы собираетесь от него уйти.

ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3

 После того, как связь с человеком, применившим насилие, прервана:

  • Ни в коем случае не оставайтесь с этим человеком наедине, например, просите водителя такси подождать до тех пор, пока вы войдете в свой дом;
  • Если этот человек встречает вас на улице и угрожает, не стесняйтесь просить помощи у прохожих на улице. Например: “этот человек мне угрожает, позвоните, пожалуйста, в милицию” либо “этот человек пристает ко мне, у кого-нибудь из вас есть телефон?”
  • Убедитесь, что в вашем доме надежная дверь.

ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 4

 Если вы находитесь под защитой закона и живете в прежнем доме (квартире):

  • Сообщите в ближайшее отделение милиции о своей ситуации, прислушайтесь к их советам;
  • Руководствуясь советами милиции усильте безопасность вашего дома; по этому вопросу вы можете получить консультацию в милиции;
  • Договоритесь с другими жителями дома и поменяйте замок в доме (своей квартире);
  • Не бойтесь сообщить о своей ситуации своим друзьям, соседям, работодателю, школе, где учатся дети (эта информация останется конфеденциальной поскольку в ситуации насилия все ведомства заинтересованы помочь вам и вашим детям);
  • Если человек, применявший ранее насилие, не соблюдает правила, немедленно сообщайте в милицию;
  • Попросите соседей звонить в милицию в случаях опасности;
  • Если есть такая возможность, старайтесь ходить на работу, сопровождать детей в детский сад, в школу не в одно и тоже время. Тоже правило постарайтесь применять ко времени своего возвращения домой; лучше ходить на работу и возвращаться домой в часы “пик”.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПРИЗНАТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО ВАМ  НУЖНА ПОМОЩЬ!  

 Помните, что это будет говорить ни в коем случае не о вашей слабости, а, наоборот, о вашей силе духа и желании изменить свою жизнь к лучшему

 Что такое агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред, несущее физический, моральный ущерб или вызывающее у людей психологический дискомфорт.

 Что грозит за насилие в семье?

Какие бы оправдания вы ни находили, насилие является ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

  • убийство (ст. 139 УК);
  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
  • умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);
  • истязание (ст. 154 УК);
  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия(ст. 9.1 КоАП);

ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

  • изнасилование (ст. 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

 ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

  • незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);
  • угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);
  • оскорбление (ст. 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

за которое в каждой стране, в том числе и Республике Беларусь, предусмотрено наказание в соответствии с законодательством.

 На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1,  59, 66-1, 67;)
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;)
  • Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30;)

МЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

  • Профилактическая беседа
  • Официальное предупреждение
  • Профилактический учет
  • Защитное предписание

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПРИЗНАТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ! 

Помните, что это будет говорить ни в коем случае не о вашей слабости, а, наоборот, о вашей силе духа и желании изменить свою жизнь к лучшему.

ЧТО ТАКОЕ ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ?

 ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ –установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

 Защитное предписание может запретить:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье;
  • посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;
  • общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
  • распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

 Защитное предписание может предписать:

  • временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

 Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями. 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

 Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

 Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32  Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

 Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Если вы попали в трудное положение, вас не понимают, вы чувствуете одиночество, не видите выхода из ситуации, вы можете воспользоваться возможностью получения квалифицированной анонимной психологической помощи.

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

+375 17 300-10-06(анонимно)

Время работы: пн-чт 08:30–17:30, перерыв 13:00–13:45;

                             пт 08:30–16:00, перерыв 13:00–13:45

 

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ

8 (801) 100-16-11(круглосуточно, анонимно)

 

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ БЕСПЛАТНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

8 (801) 100-8-801(круглосуточно, анонимно)

 

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ И

ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

                                                     Минск

8 (017) 372-73-87 (круглосуточно, анонимно)    

8 (017) 263-03-03 (круглосуточно, анонимно)      

                                  

                                                     Брест

8 (0162) 51-10-13 или (170) (круглосуточно, анонимно)

 

ЦЕНТР ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ПОДРОСТКАМ «ВМЕСТЕ»

8(0162) 57-40-88  

Время работы: пн-пт 08:00–16:00                                              

 

                                                       Береза

ГУО «Социально-педагогический центр Березовского района»

8 (01643) 4-21-20

Время работы: пн-пт 08:00–17:00,

перерыв 13:00–14:00

Специалисты, работающие на телефонной линии,

всегда готовы Вас выслушать и оказать профессиональную своевременную помощь и поддержку.

 

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18 О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях

Изменения и дополнения:

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 110, 1/10672) <Pd0900005> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 18 мая 2009 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 13 августа 2010 г.;
Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 110, 1/10672) <Pd0900005> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 18 мая 2009 г. и 13 августа 2010 г.;
Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 66, 1/11477) <P31000143>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 74, 1/12634) <Pd1100006>;
Декрет Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 25, 1/13344) <Pd1200002>

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

  1.  Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение* в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

______________________________
*Под помещением детей на государственное обеспечение для целей настоящего Декрета понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.

Государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.

При наличии оснований, указанных в части первой настоящего пункта, комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.

В целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требования о взыскании с родителей расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), в решение об отобрании ребенка вносится запись об обязанности родителей в десятидневный срок представить в управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования) документ, удостоверяющий личность, и копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности, засвидетельствованную государственной организацией здравоохранения. Копия решения об отобрании ребенка вручается родителям (родителю), у которых ребенок отобран, а также направляется не позднее дня, следующего за днем вынесения данного решения, в орган внутренних дел по месту жительства обязанного лица.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

2. Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования, органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.
После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.

  1.  В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
  2.  Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана: в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;

в шестимесячный срок принять соответствующее решение:
о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите или управления (отдела) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;

об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Соответствующий иск в суд предъявляется по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, указанного в абзаце пятом части первой настоящего пункта.

Иск в суд о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае, предусмотренном в абзаце пятом части первой настоящего пункта, могут предъявить также прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

Управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов в необходимых случаях обязаны оказывать правовую помощь указанным государственным органам (организациям) при предъявлении в суды исков о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

5. Руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

  1.  Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность, копии которых в двухдневный срок со дня выдачи направляются органом внутренних дел в управление (отдел) образования по месту их жительства в целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требований о взыскании с родителей расходов по содержанию детей.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.

7. Суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

Органы, наложившие административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5 и 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о привлечении их к административной ответственности информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.

  1.  Родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:
    отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
    отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав; лишения их родительских прав; нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.

За несовершеннолетних родителей расходы по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Родители, указанные в части первой настоящего пункта, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, обязаны возмещать расходы по содержанию детей в порядке, установленном настоящим Декретом, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.

9. Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в части первой пункта 8 настоящего Декрета (далее – обязанные лица), а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения. При прекращении обязанности возмещения расходов по содержанию детей у обязанного лица, с которого данные расходы взыскивались на основании судебного постановления (за исключением случаев полного погашения расходов по содержанию детей), выносится определение о прекращении исполнительного производства либо исполнительный документ возвращается взыскателю в случаях и порядке, предусмотренных статьями 492–494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. Для производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель направляет по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях названной суммы. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

Если размер заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей в добровольном порядке, не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, обязанное лицо подлежит трудоустройству на новое место работы. В этом случае взыскатель в срок, установленный частью девятой настоящего пункта, обращается в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей. При вынесении судебного постановления по указанному заявлению судом одновременно решаются вопросы трудоустройства обязанного лица в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Декрета.

В случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей, указанные расходы взыскиваются с него на основании исполнительной надписи нотариуса.

В случае, когда обязанное лицо не работает, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке приказного производства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. Если место жительства обязанного лица неизвестно, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке искового производства. Вопрос о розыске обязанного лица разрешается судом по собственной инициативе при подготовке дела к судебному разбирательству или по ходатайству взыскателя расходов по содержанию детей.

В порядке искового производства возмещение расходов по содержанию детей осуществляется также в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (при рассмотрении исков о лишении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав), и в случаях, когда заявление о взыскании расходов по содержанию детей не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства либо когда отсутствуют документы, необходимые для совершения исполнительной надписи нотариуса.

Взыскателями расходов по содержанию детей являются:
управления (отделы) образования – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях; детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием о взыскании таких расходов вправе обратиться прокурор, в том числе по просьбе взыскателей.

Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны обратиться в суд или к нотариусу с требованием о взыскании этих расходов в течение четырнадцати рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение или истечения трех дней либо шести месяцев соответственно в случаях, предусмотренных в частях второй и третьей настоящего пункта.

При этом взыскатели расходов по содержанию детей представляют следующие документы: копию свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем; копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем; справку о периоде нахождения ребенка на государственном обеспечении, об уплаченных обязанным лицом средствах в счет возмещения расходов по содержанию детей, об имеющейся задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию с обязанного лица ежемесячно, с указанием банковских реквизитов взыскателя для перечисления этих средств; копию документа, удостоверяющего личность обязанного лица, засвидетельствованную управлением (отделом) образования, или справку органа внутренних дел, содержащую информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица); засвидетельствованную государственной организацией здравоохранения копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности; справку с места работы обязанного лица (представляется нотариусу).

9-1. Для получения копии заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности, взыскатели, за исключением случаев, когда обязанному лицу была вручена копия решения об отобрании ребенка в соответствии с частью четвертой пункта 1 настоящего Декрета, направляют обязанному лицу и в орган внутренних дел по месту жительства этого лица письменное сообщение о необходимости явки обязанного лица в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского осмотра.

Обязанное лицо должно явиться в государственную организацию здравоохранения не позднее трех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя и пройти медицинский осмотр. Организация здравоохранения, в которой обязанное лицо проходит медицинский осмотр, обеспечивает его прохождение в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования – в течение пяти рабочих дней.

В случае, если обязанное лицо в установленный срок не явилось в государственную организацию здравоохранения и (или) не прошло медицинский осмотр, соответствующий орган внутренних дел не позднее четырех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя выносит официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает явку обязанного лица в соответствующую организацию здравоохранения, а также сопровождение при прохождении медицинского осмотра.

В ходе медицинского осмотра для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, одновременно обязанному лицу определяются противопоказанные по состоянию здоровья работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве.

Порядок организации прохождения медицинских осмотров обязанными лицами утверждается Министерством здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел.

  1.  Расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно.

Суд вправе на основании заявления взыскателя расходов по содержанию детей или обязанного лица: уменьшить размер подлежащих взысканию расходов по содержанию детей при наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей (ребенка);
освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.

В случае, если суду, органам внутренних дел, органам по труду, занятости и социальной защите, нанимателю стало известно об обстоятельствах, указанных в части второй настоящего пункта, они обязаны незамедлительно проинформировать о них взыскателя расходов по содержанию детей. При поступлении указанной информации взыскатель расходов по содержанию детей вправе, а в случае, предусмотренном в абзаце третьем части второй настоящего пункта, – обязан в течение четырнадцати дней обратиться в суд, вынесший решение о взыскании расходов по содержанию детей с соответствующего обязанного лица, с заявлением об уменьшении размера этих расходов либо об освобождении обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей.

  1.  Требования о взыскании расходов по содержанию детей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении.

Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании расходов по содержанию детей. В случае удовлетворения судом требований взыскателя этих расходов государственная пошлина взыскивается с обязанного лица в размере одной базовой величины. Уведомление обязанного лица о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей направляется судом по последнему известному месту жительства этого лица и считается надлежащим.

Исполнительная надпись о взыскании расходов по содержанию детей совершается нотариусом по месту нахождения взыскателя не позднее следующего дня после получения документов, указанных в части десятой пункта 9 настоящего Декрета. При этом государственная пошлина со взыскателей названных расходов не взимается.

  1.  Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходы, а также на имущество обязанного лица.

Заработная плата обязанных лиц, находящихся в местах лишения свободы или в лечебно-трудовых профилакториях, направляется на погашение расходов по содержанию детей и исполнение иных обязательств обязанного лица в размерах, необходимых для ежемесячного погашения указанных обязательств. Очередность удержаний определяется в соответствии с законодательством.

Названные лица должны обеспечивать полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Обязанные лица, освободившиеся из мест лишения свободы или прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, возмещают расходы по содержанию детей, а также погашают задолженность по таким суммам в соответствии с пунктом 9 настоящего Декрета.
Обязанным лицам запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, и транспортные средства.

Комиссия по делам несовершеннолетних при принятии решения о помещении ребенка на государственное обеспечение обязана установить наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества и (или) транспортного средства. Такие же меры принимает местный исполнительный и распорядительный орган при принятии решения об отобрании ребенка без лишения родительских прав в соответствии со статьей 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Комиссия по делам несовершеннолетних, местный исполнительный и распорядительный орган при запросе в республиканской и территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним справки о принадлежащих лицу правах на объекты недвижимого имущества освобождаются от платы за выдачу данной справки.

Для наложения запрета на отчуждение этого имущества и транспортного средства комиссия по делам несовершеннолетних или местный исполнительный и распорядительный орган, принявшая (принявший) решение о помещении ребенка на государственное обеспечение, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляют в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения данного имущества обязательное для исполнения предписание осуществить государственную регистрацию запрета на отчуждение определенных объектов недвижимого имущества, а также информируют управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел о возникновении у родителей (единственного родителя) обязанности возмещения расходов по содержанию детей.

При получении судебного постановления или исполнительной надписи нотариуса о взыскании названных расходов судебный исполнитель незамедлительно принимает меры по наложению ареста на имущество, указанное в части пятой настоящего пункта, и на иное имущество обязанного лица.

При недостаточности денежных средств на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество обязанного лица в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

  1.  Неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Декрета, в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.
    Вопросы трудоустройства обязанных лиц должны быть решены судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений – в определении, выносимом в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения (далее – судебное постановление о трудоустройстве, если не указано иное). Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.

Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы.

14. Судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, – по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению.

Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.

Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите.

В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации.
Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы.

На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве в соответствии с частью второй пункта 13 настоящего Декрета, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих).
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите.

Положение о трудоустройстве обязанных лиц утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц определяется облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом, на которые возлагается ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей. Организации, включенные в указанный перечень, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера оплаты по соответствующим вакансиям.

Организации, в которых работают обязанные лица, должны:
постоянно информировать органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу;
ежемесячно представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в том числе повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины).
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 статьи 42, пунктах 1, 2, 5, 6 статьи 44 и пунктах 2, 4 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь и в части пятнадцатой настоящего пункта.
При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 8 статьи 42, пункте 2 статьи 44, пункте 2 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель в день его увольнения направляет об этом информацию: в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы в соответствии с настоящим пунктом; взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в порядке, установленном в пунктах 9 и 13 настоящего Декрета.

Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя.
При увольнении обязанного лица по основанию, предусмотренному в пункте 1 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с призывом на военную службу, для обеспечения его трудоустройства после увольнения с военной службы командир воинской части по месту ее прохождения за три месяца до окончания срока военной службы должен проинформировать об этом суд, органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного проживания обязанного лица, а также направить в суд исполнительный документ в день увольнения данного лица.

При отсутствии судебного постановления о трудоустройстве суд в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа должен вынести определение о трудоустройстве обязанного лица.

14-1. Уклонение обязанного лица от явки на работу, составляющее десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, либо сокрытие, занижение обязанным лицом размера заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов, либо виновное действие (бездействие), выразившееся в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве*, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшие неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, являются основанием для привлечения его к ответственности в соответствии с частью второй статьи 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

______________________________
*Для целей настоящего Декрета под виновными действиями (бездействием), выразившимися в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, понимаются уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, в организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлекшие неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

Обязанные лица, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и за иные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании судебного постановления о трудоустройстве, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания.

15. По искам местных исполнительных и распорядительных органов либо уполномоченных ими организаций обязанные лица могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда с предоставлением других жилых помещений меньшей площади и (или) уступающих им по своим потребительским качествам, в том числе вне пределов данного населенного пункта, на срок, указанный в решении суда.

С лицами, выселенными из занимаемых жилых помещений в соответствии с частью первой настоящего пункта, заключается срочный договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Срок такого договора может быть продлен по решению суда. При отказе обязанных лиц освободить занимаемые жилые помещения по истечении срока договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда они в судебном порядке переселяются в ранее занимаемые жилые помещения.

Жилые помещения, из которых выселены обязанные лица, закрепляются за их детьми в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, и подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) другим лицам для проживания в соответствии с пунктом 16 настоящего Декрета.

  1.  Временно свободные жилые помещения (часть жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащие обязанным лицам на праве собственности или занимаемые по договорам найма, подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном настоящим пунктом, для проживания других лиц. Типовые договоры найма (поднайма) жилых помещений (части жилого помещения), принадлежащих обязанным лицам на праве собственности или занимаемых ими по договорам найма, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
    Средства, полученные от сдачи жилых помещений по договору найма (поднайма), не подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц и перечисляются в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, на погашение обязанными лицами, являющимися собственниками (нанимателями) жилых помещений, расходов по содержанию детей. Очередность удержаний с таких лиц по иным исполнительным документам определяется законодательством.

Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности обязанным лицам, сдаются по договору найма. При этом для сдачи жилого помещения, принадлежащего обязанному лицу на праве собственности, не требуется доверенность такого лица.

Размер платы по договору найма жилых помещений, принадлежащих обязанным лицам на праве собственности, определяется по соглашению сторон с включением в нее платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание, обязательных ежемесячных отчислений на капитальный ремонт, платы за коммунальные услуги, рассчитанных в соответствии с жилищным законодательством (далее – плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги).

Жилые помещения, занимаемые обязанными лицами по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, подлежат сдаче по договору поднайма в порядке, установленном жилищным законодательством, с взиманием платы за поднаем, а также платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.

Размер платы за поднаем данных жилых помещений определяется исходя из размера базовой ставки платы за поднаем таких жилых помещений, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от места нахождения жилого помещения.
Срок действия договоров, указанных в частях третьей и пятой настоящего пункта, определяется периодом временного отсутствия обязанных лиц или периодом нахождения их детей на государственном обеспечении. Названные договоры прекращаются до истечения их срока в случае необходимости предоставления жилых помещений детям обязанных лиц для проживания.
Для обеспечения сохранности имеющегося в жилых помещениях имущества, принадлежащего обязанному лицу или членам его семьи, комиссией, создаваемой местным исполнительным и распорядительным органом, составляется опись, в соответствии с которой имущество передается по договору хранения лицам, вселяемым в жилое помещение по договору найма (поднайма). Договор хранения имущества заключается одновременно с заключением договора найма (поднайма) жилого помещения.

  1.  Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории.

Наниматель информирует органы внутренних дел об указанных нарушениях в порядке, установленном в абзаце третьем части двенадцатой пункта 14 настоящего Декрета. При наличии оснований для направления обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий органы внутренних дел в течение трех дней осуществляют подготовку и представление материалов в суд для рассмотрения этого вопроса.

Суд обязан рассмотреть представленные органами внутренних дел материалы и вынести решение в течение десяти дней со дня их поступления.

Органы внутренних дел осуществляют доставку обязанного лица:
в суд в день судебного заседания; в лечебно-трудовой профилакторий не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о направлении обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий.
Обязанные лица в период нахождения в лечебно-трудовых профилакториях трудоустраиваются на республиканские унитарные производственные предприятия, подчиненные Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, и в иные организации, расположенные по месту нахождения лечебно-трудовых профилакториев.

При прекращении нахождения обязанного лица в лечебно-трудовом профилактории или освобождении его из мест лишения свободы в случае необходимости его трудоустройства администрация лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел обязана за три месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информировать об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, органы внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите, а также направить в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица.

Обязанные лица, прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях или освобожденные из мест лишения свободы и подлежащие трудоустройству, к месту жительства сопровождаются работником лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.

Трудоустройство этих лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве. При отсутствии такого судебного постановления судом в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа в суд должно быть вынесено определение о трудоустройстве обязанного лица.

  1.  В случае, если обязанное лицо скрывается, органы внутренних дел принимают меры по установлению места его нахождения и при обнаружении вправе применить административное задержание на срок до семидесяти двух часов в соответствии с законодательством.

Расходы по розыску возмещаются разыскиваемыми обязанными лицами.

  1.  Средства, перечисляемые родителями в добровольном порядке либо взысканные по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, перечисляются на текущие счета по учету бюджетных средств: районных, городских, районных в городе отделов образования, через которые финансируются опекунские семьи, приемные семьи, детские дома семейного типа, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей, в которых находятся дети обязанных лиц; учреждений образования, финансируемых через управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, Министерство образования, иные республиканские органы государственного управления, в которых находятся дети обязанных лиц; домов-интернатов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, в которых находятся дети обязанных лиц; домов ребенка, в которых находятся дети обязанных лиц.

Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны ежемесячно отслеживать поступление указанных средств и до 30-го числа текущего месяца перечислять их в доход соответствующего бюджета, из которого финансируются расходы по содержанию учреждений, а также опекунских и приемных семей.

Взыскатели расходов по содержанию детей должны в семидневный срок информировать суд по месту жительства обязанных лиц об изменении подлежащих взысканию сумм расходов по содержанию детей и формы устройства ребенка на воспитание.

Взыскатели расходов по содержанию детей, наниматели, у которых работают обязанные лица, при наличии информации об обстоятельствах, влекущих прекращение, приостановление исполнительного производства или возврат исполнительного документа взыскателю (пункт 8 статьи 490, статья 492, пункт 8 части первой статьи 493 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь), обязаны проинформировать об этом суд.

В случае смерти единственного (последнего) родителя, обязанного возмещать расходы по содержанию детей, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, освобождения от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей взыскатели списывают задолженность этого лица по возмещению расходов по содержанию детей на основании определения суда о прекращении исполнительного производства и прекращении взыскания задолженности либо решения суда об освобождении от задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, а если обязанное лицо возмещало эти расходы добровольно – на основании документа, подтверждающего факт его смерти, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим.

  1.  Утратил силу.
  2.  Руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
  3.  Совету Министров Республики Беларусь:

22.1. до 1 января 2007 г.: определить порядок признания детей нуждающимися в государственной защите; определить порядок предоставления детям, нуждающимся в государственной защите, статуса детей, оставшихся без попечения родителей, и утраты этого статуса, а также порядок возврата таких детей родителям; утвердить по согласованию с Президентом Республики Беларусь положение о трудоустройстве обязанных лиц; установить порядок закрепления временно свободных жилых помещений обязанных лиц за их детьми, находящимися на государственном обеспечении; определить правила проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы по содержанию детей; установить размер базовой ставки платы за поднаем жилых помещений, сдаваемых в соответствии с пунктом 16 настоящего Декрета; определить порядок и условия перечисления сумм, получаемых от сдачи жилых помещений обязанных лиц, являющихся собственниками (нанимателями) данных помещений, на погашение расходов по содержанию детей; обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации;

22.2. совместно с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам, вытекающим из положений данного Декрета;

22.3. совместно с облисполкомами в шестимесячный срок принять меры по укреплению материально-технической и производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел.

  1.  Министерству образования совместно с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты обеспечить учет детей, нуждающихся в государственной защите.
  2.  Министерству юстиции в двухмесячный срок создать банк данных о лицах, обязанных по решению суда возмещать расходы по содержанию детей.
  3.  Министерству информации, Национальной государственной телерадиокомпании совместно с заинтересованными активизировать работу государственных средств массовой информации по популяризации традиционных семейных ценностей, здорового образа жизни, созданию нетерпимого отношения к родителям, уклоняющимся от воспитания и содержания своих детей, допускающим в отношении их жестокость и насилие.
  4.  Облисполкомам и Минскому горисполкому:
    в двухмесячный срок: разработать комплекс мер по реализации настоящего Декрета; определить перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц;
    предусмотреть рабочие места для трудоустройства обязанных лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы;
    постоянно оказывать содействие Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел в предоставлении рабочих мест лицам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях или местах лишения свободы.
  5.  Федерации профсоюзов Беларуси, общественному объединению «Белорусский республиканский союз молодежи» и другим общественным объединениям принимать активное участие в проведении профилактической и воспитательной работы в организациях, где работают обязанные лица, а также лица, имеющие несовершеннолетних детей и злоупотребляющие спиртными напитками, употребляющие наркотические средства.
  6.  Обеспечение контроля за выполнением настоящего Декрета осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом на соответствующей территории, а также республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией:
    Министерством образования – по вопросам признания детей находящимися в социально опасном положении, их учета, а также координации деятельности органов управления образованием и учреждений образования системы данного Министерства по взысканию расходов по содержанию детей;
    Министерством юстиции – по вопросам организации деятельности судов по обеспечению оперативного выполнения требований настоящего Декрета, исполнения судебных постановлений о взыскании расходов по содержанию детей, осуществления контроля за деятельностью судебных исполнителей по указанным судебным постановлениям; Министерством труда и социальной защиты – по вопросам организации трудоустройства обязанных лиц по судебным постановлениям о трудоустройстве, взыскания домами-интернатами для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития расходов по содержанию детей; Министерством внутренних дел – по вопросам профилактического учета обязанных лиц, обеспечения их явки и при необходимости сопровождения в государственные организации здравоохранения для прохождения медицинского осмотра, обеспечения явки в органы по труду, занятости и социальной защите, к нанимателю для трудоустройства, розыска обязанных лиц, возмещения расходов по содержанию детей обязанными лицами, находящимися в местах исполнения наказания или в лечебно-трудовых профилакториях, а также по вопросам развития и модернизации производственной базы республиканских унитарных производственных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчиненных Департаменту исполнения наказаний данного Министерства; Министерством здравоохранения – по вопросам организации прохождения медицинских осмотров обязанными лицами, координации деятельности органов управления здравоохранением и организаций здравоохранения по взысканию расходов по содержанию детей;
    Министерством жилищно-коммунального хозяйства – по вопросу координации деятельности по сдаче по договорам найма (поднайма) жилых помещений (части жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащих обязанным лицам на праве собственности или занимаемых по договорам найма; государственными органами, в подчинении которых находятся учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, – по вопросу взыскания расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

Координация действий структурных подразделений соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по реализации настоящего Декрета осуществляется координационными советами, созданными указанными органами.

Персональная ответственность за реализацию настоящего Декрета на территории соответствующей административно-территориальной единицы возлагается на председателей областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, глав местных администраций, а по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, – на руководителей республиканских органов государственного управления и иных государственных органов в соответствии с их компетенцией.

  1.  Трудоустройство неработающих обязанных лиц в соответствии с настоящим Декретом в случаях, когда в отношении этих лиц вынесены судебные решения до вступления в силу этого Декрета, осуществляется на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий.

Верховному Суду принять меры по организации работы судов в соответствии с частью первой настоящего пункта, обеспечив ее завершение до 1 февраля 2007 г.

  1.  Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2007 г., за исключением частей пятнадцатой и шестнадцатой пункта 14, пунктов 22–29 и данного пункта, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Положения частей пятнадцатой и шестнадцатой пункта 14 вводятся в действие со дня вступления в силу закона о внесении изменений и дополнений в законы по вопросам, вытекающим из положений настоящего

Декрета, а пункты 22–29 и данный пункт вступают в силу со дня официального опубликования этого Декрета.

До приведения законодательства в соответствие с настоящим Декретом акты законодательства, принятые до вступления его в силу, применяются в части, не противоречащей этому Декрету.