Тема проекта:
"Покормите птиц зимой"
Воспитатель дошкольного образования: Сабирьянова Т. В.
Актуальность проекта.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатель группы.
Цель проекта:
-обогатить и систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года, узнать их пищевые предпочтения;
- развивать интерес к родной природе;
- развивать коммуникативные способности;
- воспитывать желание и готовность помогать птицам, которые страдают зимой от холода и голода.
Задачи:
- формировать представления детей и систематизировать информацию о зимующих птицах, их образе жизни, связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
- обогащать представления детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, их пищевых предпочтениях;
- расширять кругозор, развивать связную речь, богатый словарный запас детей;
- развивать партнерские отношения, приобщать родителей к совместной деятельности по изготовлению кормушек;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Формы и методы проекта:
- Занятия.
- Экскурсии.
- Наблюдения.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Игровая деятельность.
- Презентация кормушек.
Предполагаемые результаты проекта:
1. В ходе проекта у детей систематизируются представления о зимующих птицах нашего края (синица, воробей, снегирь, сорока, ворона, голубь). Воспитанники будут знать их характерные внешние признаки, где они живут, чем питаются.
2. Узнают, кто из зимующих птиц какой корм предпочитает. Придут к выводу, что необходимо постоянно подкармливать птиц в тяжелое зимнее время.
3. Дети откроют в себе доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
4. Активизируется интерес и желание работать в коллективе, на общее благо.
5. Проект предполагает развивать партнерские отношения с взрослыми членами семьи.
6. Приобщение родителей к совместной деятельности по изготовлению кормушек.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной (практический).
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап
Задачи:
1. Разработать проектные мероприятия;
2. Подобрать дидактический, энциклопедический занимательный материал о зимующих птицах.
Содержание деятельности:
1.Составление плана работы по проекту;
2Привлечь родителей к участию данного проекта;
3. Подбор, изучение литературы.
Основной (практический) этап
Задачи:
1.Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах;
2. Развивать у воспитанников познавательный интерес;
3. Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к птицам.
Содержание деятельности:
Познавательная деятельность:
- Беседа « Птицы зимой»;
-Проведение занятий на тему: «Зимующие птицы»,«Покормите птиц зимой».
Игровая деятельность:
-Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Ворона и собачка», «Птички в гнездышках»,»Филин и пташка», «Найди пару», «Птичьи стайки»;
-Дидактические игры:»Накорми птиц», «Верю – не верю», «Скажи наоборот», «Кого не стало», «Подбеги к птице которую назову», «Большой – маленький», «Кто как голос падает», «Один – много», «Четвертый лишний».
Коммуникация:
- Чтение стихотворений о зимующих птицах, обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Экспериментальная деятельность с перьями птиц.
Работа с родителями:
Консультация : «Как и из чего сделать кормушку для птиц»
Трудовая деятельность: подкормка птиц и чистка кормушек.
Совместно с ребенком и родителями сделать кормушки (из пластмассовых бутылок, картонных коробок, а также деревянные конструкции).
Памятка «Как подкармливать птиц».
Правила поведения возле кормушек.
Заключительный этап
Задачи:
1.Провести анализ и оценку результатов работы по проекту
2. Презентовать проект « Покормите птиц зимой».
Содержание деятельности:
-Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями;
-Викторина «Кто больше знает о птицах»;
-Организация и участие родителей и детей в конкурсе «Птичья столовая»;
-Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
Беседа «Птицы зимой»
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах.
Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до – 10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде, и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших краях.
Беседа о птицах зимой
Игра «Отгадай загадку»
Воспитатель:
А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.
Вещунья – белобока,
А зовут её (Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Чик-чирик! К зёрнышкам - прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
- Ребята - молодцы, все загадки отгадали.
Беседа о внешнем виде птиц.
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).
-А для чего птицам нужны перья?
-Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт
Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?
(ОРНИТОЛОГ)
Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.)
Беседа о жизни птиц в зимний период.
– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
-Как мы можем помочь птицам?
-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.).
- Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Воспитатель показывает корм, и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда воробьев.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. (Сало и мясо подвешивают на ниточках).
- Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим!
Объявляется игра «Определи корм».
Необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается.
В игре участвует 4-6 человек.
- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.
2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
5 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.
6 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.
7 правило: Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.
8 правило: Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
-Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.
Итог
-Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?
-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.
Конспект занятия на тему:
«Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход занятия:
Воспитатель беседует о том, что зимой: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
Воспитатель: - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
Воспитатель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
Воспитатель: - Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
Воспитатель: - Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
Воспитатель: - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
Воспитатель: - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Воспитатель: - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое! »
Конспект занятия на тему
«Зимующие птицы»
Образовательные цели: закрепить представления детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.
Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.
Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Педагог:
— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
— Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
— Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
— А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)
— А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки»
Правило игры: Во время первой части по команде педагога: — «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: — «Кидаем снежки», кидают «снежки» друг в друга.
(По окончании музыки игра заканчивается).
Педагог:
— Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.
Звучит музыка: звуки зимы. (Переход к основной части занятия).
Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
2. Основная часть: игры.
Педагог (под музыку зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Педагог:
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
— Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.
— Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.
(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).
— Ребята, давайте соберем картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.
Д/и «Сложи птичку»
Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.
Педагог:
— Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)
— А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
— А зачем? (Человек их подкармливает.)
— Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)
Д/и «Кого чем угостим: (показывая на мольберт)
— Как много прилетело птиц, ребята, давайте их покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)
Во время «кормления птиц» педагог незаметно подкладывает любую перелётную птицу(приём активизирующий внимание детей). Дети обращают внимание на то, что эта птица не зимующая, а перелётная и совместно решают, чем её накормят.
— Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные. (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях).
— Ребята, как вы думаете, почему их называют птицами? (Дети рассказывают о строении птиц.)
Д/и «Скажи какая? Какой:
— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
Педагог:
— Ребята, птички наши наелись и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка.
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Д/ и «Весёлый счёт»
Педагог:
— Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц)
1,2,…5 ( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )
Педагог: (обращая внимание на мольберт)
— Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:
Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Педагог:
— Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)
Логоритмическое упражнение «Снегири».
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).
3. Итог занятия.
Педагог:
— Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия.
Воробушки и автомобиль.
Цель: совершенствовать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или коны. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки! » автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Птички и кошка.
Цель: двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
Ворона и собачка.
Цели: подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу. Материал: большая пушистая собака, эмблемы с изображением ворон.
Ход игры
Воспитатель произносит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
«Вороны» разбегаются в разные стороны.
Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.
Птички в гнёздышках.
Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»
После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).
Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.
Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.
Игра средней подвижности «Филин и пташки».
Цель: закрепить умение подражать голосам птиц, развивать ловкость, внимание, смекалку.
Ход игры: Перед началом игры выбирается филин, а дети делятся на две стайки: синиц и клестов. Каждая стайка встает в свой круг (круги находятся в противоположных сторонах). Филин стоит в центре. Подражая крику птиц (синички – «ци-фи, ци-фи», клесты – «кле-кле»), дети «летают» по залу. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свой круг. Если птица попадает в чужой круг, то другие птицы ей говорят: «Кыш – кыш, лети в свою стаю». Пойманную пташку филин угадывает по птичьему крику.
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка по бокам
В красных майках снегири 4 поворота головы в сторону
Распушили перышки – «отряхиваются»
Греются на солнышке. головой вертят повороты головы,
Улететь хотят, вправо – влево,
Кыш! Кыш! Улетели! бегают и машут «крыльями».
За метелью полетели!
«Найди пару»
(Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц», дети летают по парку, когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару).
Игра повторяется 2 раза.
«Слушай внимательно»
Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию, действовать по сигналу взрослого, закреплять знания о внешнем виде птиц: синицы, воробья, снегиря.
Атрибуты: картинки птиц: синицы, воробья, снегиря.
Ход игры:
Вариант 1. В центре круга — птицы. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, птицу скорей бери!» Взрослый называет птицу, и дети берут только этих птиц, поднимают их вверх, изображая их в полёте.
Вариант 2. В центре круга – ёлка, вокруг её картинки птиц. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, птицу скорей бери!» Взрослый называет птицу, дети берут только этих птиц и рассаживают их на ёлке.
«Птичьи стайки»
Задачи: закреплять знания о внешнем виде таких зимующих птиц как воробья, синицы, снегиря, развивать наблюдательность, внимание.
Атрибуты: картинки и рисунки птиц: синицы, воробья, снегиря.
«Накорми птиц»
Цель: дать представления о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Дети получают карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.
«Верю – не верю»
Цель: закрепить полученные детьми представления о жизни птиц зимой.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
«Скажи наоборот»
Цель: закрепить представления детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий.
«Кого не стало?»
Цель: формирование грамматических категорий, образование слов-существительных в родительном падеже.
На доске или на столе выкладывают картинки 5-6 зимующих птиц, предлагают детям назвать всех изображенных птиц и запомнить их. Затем просят детей закрыть глаза, в это время педагог убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют какой птицы не стало. Например: "Не стало снегиря", и т. д.
«Подбеги к птице, которую назову»
Цель: развивать умения детей различать птиц по внешнему виду
Раз два, три
К вороне подбеги.
Раз, два, три
Воробья найди
Раз, два, три
Синицу отыщи (и т.д.)
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.
«Большой – маленький»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - формировать умение составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, ласточка, дятел.
Ворона, скворец, синичка, галка.
Утка, снегирь, голубь, сорока.
Клёст, воробей, синичка, кукушка.
«Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.
Клюв чей?
Хвост чей?
Голова чья?
Картотека стихов о птицах
* * *
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Автор: Т. Зайцева
* * *
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —
Синие ковбойки.
Автор: М. Пляцковский
* * *
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Автор: Г. Ладонщиков
* * *
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.
Автор: Л. Татьяничева
* * *
Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой.
В ясном небе — песня.
Автор: В. Берестов
* * *
Воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы!
Автор: В. Берестов
* * *
Зяблик согрелся
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! —
Зяблик распелся —
Зяблик согрелся!
Автор: Э. Мошковская
* * *
Кругом —снег.
А на горке — нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
— Земля!
Автор: Э. Мошковская
* * *
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Автор: А. Барто
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Автор: А. Барто
* * *
Прилетай же!
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец!
Автор: М. Карим
* * *
Ласточка
Ласточка
Сизокрылая
Под моим окном
Свила гнездышко —
И поет себе,
Заливается,
Весну красную
Прославляючи…
Автор: С. Дрожжин
* * *
Чик-чирик!
Теплом уж веет. И порой
Из сада слышен шумный крик.
То там воробушки толпой
Кричат на ветках: «Чик-чирик!»
Довольны птички, что из туч
Им солнце выглянет на миг;
Они встречают этот луч
Веселым криком: чик-чирик!
Тот луч им шепчет, что земля
Вся скоро станет как цветник,
Утонут в зелени поля…
И громче слышно: чик-чирик!
Автор: И. Косяков
* * *
Воробушек качаться захотел
Наш воробушек качаться
захотел,
В гости к тоненькой былинке
прилетел,
Сел на самую вершинку —
цинь-цвиринь:
«Покачай меня, былиночка,
подкинь!..»
Колыхается былинка на ветру.
Ой, как солнце ярко светит
поутру!
Ой, как весело, когда на свете
май!
Ты воробушка, былинка,
покачай!
Автор: М. Познанская
* * *
Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен —
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен —
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: — Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
Автор: А. Барто
Картотека пословиц и поговорок о птицах
- Видно птицу по полету.
- Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
- Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
- Поменяли кукушку на ястреба.
- Всякая ворона свой зобок набивает.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
- Знает птица, что без Родины не годится.
- Всякая птица своим пером гордится.
- Всякая птица по-своему поет.
- Всякая птица своим клювом сыта.
- У каждой пташки — свои замашки.
- Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
- Вороне соколом не быть.
- Вороненку гнездо — родимая хата.
- Мала синичка, да коготок остер.
- Немного синица ест, пьет, да весело живет.
- Сорока без причины не стрекочет.
- Сорока весть на хвосте принесла.
- Пируют в ночи совы да сычи.
- Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
- Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
- Соловей берет пением, а человек — умением.
- Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
- Кукушка кукует, по дому горюет.
- Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.
- Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
- Грудь лебединая, походка павлинья.
- Журавль прилетел и тепло принес.
- Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
Картотека народных примет
- Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела – по примете придет послание; или в доме кто-то умрет.
- Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
- Птица влетела в каминную трубу — в доме кто-то умрет.
- Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.
- Птица села на окно (подоконник) — примета сулит небольшие материальные траты.
- Дятел долбит крышу дома – быть беде.
- Если птица в клетке умрет в утро свадьбы – примета предвещает несчастный брак, супруги в конце концов разойдутся.
- Если аист удаляется прежде времени от какого-нибудь места – предзнаменует этому месту несчастье.
- Птица парит над домом или летает вокруг — кто-то сильно заболеет.
- Если ворона летает над домом и каркает троекратно, в доме кто-то умрет
- Птица парит — берегитесь предательства, особенно если птица хищная.
- Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
- Птицы неожиданно меняют направление полета — к наблюдателю приближается опасность.
- Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.
- Птицы летят на вас – к удаче. Птицы летят от вас — дурной знак.
- Сова близ дома кричит – к новорожденному.
- Увидеть летящих птиц перед началом пути — успех, если они летят вправо; неудача, если они летят влево.
- Сорока скачет на доме больного — к его выздоровлению. Если возле окна сидит сорока – скоро будут гости, а если в доме есть больной – он скоро выздоровеет.
- Увидеть летящего аиста — к встрече с приятным вам человеком, приезду долгожданного гостя
- Помет птицы попал на вас — примета считается благоприятной, возможны материальные улучшения.
- Три чайки, одновременно пролетающие над головой, – предупреждение о смерти.
- Если человек увидел в небе жаворонка — это предвещает неожиданную и приятную встречу или получение добрых вестей.
- Увидеть белую птицу — примета к несчастью. Увидеть мертвую птицу — примета к несчастью.
- Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром – к худу; на крыше дома – в этом доме будет свадьба.
- Услышать крик певчей птицы в полете — примета к удаче.
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
- Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
- Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
- Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
- Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
- Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
- Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
- Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
- Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
«Кто больше знает о птицах?»
1. Какого цвета ворон и ворона?
2. У какой птицы птенцы не знают своей матери?
3. Какие птицы особенно любят рябину?
4. Какие птицы остаются у нас на зиму?
5. Какая птица издает крик, похожий на рёв быка?
6. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок?
7. Самая маленькая птичка хвойных лесов?
8. Какая птица имеет самый длинный язык – 8-10 см?
9. Какая птица летает в «очках» на носу?
10. Есть ли у скворца своя песня?
11. Без рук, без топорёнка построена избёнка
Загадки о зимующих птицах
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит... (сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (дятел)
И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы: Иллюстрации зимующих птиц Методические приемы: Ролевая игра «Юный орнитолог».
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам хочу предложить поиграть в очень увлекательную игру. Называется эта игра «Юный орнитолог». Знаете ли вы кто такие орнитологи? Орнитолог-это человек, который изучает птиц. Орнитологи изучают строение птиц, их поведение, повадки, места обитания и еще много интересного. В своих исследованиях орнитологи пользуются картами местности, фото и видео материалами, собственными наблюдениями. Итак, наша большая научная работа начинается. А изучать мы будем наших соседей, зимующих птиц. Давайте с ними познакомимся, посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен (демонстрация иллюстраций: воробья, вороны, сороки, синицы, снегиря, свиристели, дятла ). Посмотрите внимательно, чем похожи все эти птицы?
Дети: Строением. У всех птиц есть голова, на голове глаза и клюв, туловище, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель: Правильно. А чем же они отличаются друг от друга?
Дети: Птицы друг от друга отличаются: размером, окраской.
Воспитатель: Совершенно верно. Окраска птицам служит защитой от врагов. Скажите , а чем покрыты все части тела у птиц?
Дети: Все части тела у птиц покрыты перьями.
Воспитатель: Для чего нужны птицам перья?
Дети: Перья служат птицам защитой от морозов, с их помощью птицы летают.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим строение крыла (демонстрация иллюстрации с развернутым изображением крыла), оно состоит из множества перьев разного размера, крыло похоже на веер. Именно такое сложное устройство крыла и позволяет птицам летать. Давайте с вами проведем эксперимент с пером.
Эксперимент: «Что улетит дальше?»
Цель: Рассмотреть строение пера, уточнить значение и назначение перьев в жизни птиц.
Материал: Кусочек бумаги, кусочек ткани, птичье перо.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Рассмотрите материалы, которые лежат у вас на столе, назовите их.
Дети: На столе мы видим: бумагу, ткань, перо.
Воспитатель: Как мы используем эти материалы в нашем быту?
Дети: Бумага нам нужна для рисования и письма, из ткани мы шьем одежду.
Воспитатель: Правильно. Как же мы используем перья или пух? В старину, когда не было ручек, фломастеров, перьями писали, а сейчас из птичьего пуха мы шьём подушки, они легкие и мягкие, шьём теплую зимнюю одежду. Скажите все эти материалы тяжелые или легкие?
Дети: Все эти материалы легкие.
Воспитатель: Да, все они легкие. А что лучше всего будет летать? Давайте попробуем дунуть на все предметы и посмотрим, что улетит дальше?
Дети: Перышко улетело дальше всех!
Воспитатель: Давайте разберемся, почему так произошло? Рассмотрим перо внимательнее. Посмотрите, перышко состоит из множества мелких пушинок, которые крепятся на тоненький стерженек. Через эти пушинки воздух свободно может пройти, и поэтому перо становится еще легче, а сквозь бумагу и ткань воздуху пройти тяжело. Благодаря этому свойству перышки и удерживают птицу в воздухе. А еще служат защитой птицам от холодов, дождя и снега. С каким видом транспорта можно сравнить птицу?
Дети: Птицу можно сравнить с самолетом.
Воспитатель: Верно. Именно птица вдохновила изобретателей на создание самолета.
Вывод: В результате проведенного нами эксперимента мы узнали, что перо легче, чем ткань и бумага, оно обладает теплозащитными свойствами, благодаря своей форме и строению хорошо держится в воздухе.
Воспитатель: Что едят птицы? Каждая птица выбирает корм по своему вкусу: воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки, всевозможные каши. Вороны и сороки всеядны, синички кормятся зернами, но очень любят сало. Очень много стихотворений, пословиц, потешек, поговорок написано про птиц.
Памятка: «Как кормить птиц»
1. Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
2. Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)
4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
6. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы.
7. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
8. Кормушку необходимо регулярно чистить
Правила поведения возле кормушек:
-громко не кричать,
-не сорить,
-не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,
-жестяные банки и коробочки.
-корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам
Если начал птиц кормить
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!!!
Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, есть обязанность, приходить и приносить корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.
Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.
раскрыть » / « свернуть