Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.
Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Воспитатель учит мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т.д.
Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.
Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
Правила поведения за столом:
- Перед едой обязательно помыть руки.
- За столом сидеть прямо и не разговаривать, локти не задирать вверх и не ставить на стол.
- Столовые приборы держать правильно (ложку снизу, нож и вилку сверху, палец указательный на ребре).
- Во время еды жевать с закрытым ртом.
- Салат резанный есть ножом и вилкой. Не брать вилку в рот, а снимать с неё пищу губами, не облизывать нож. После еды - салат на край - тарелку с первым придвинуть к себе.
- Тарелку с первым блюдом лучше наклонять от себя во время доедания, и ложкой работать от себя.
- Первое есть тихо, не хлюпать, ложку подносить ко рту и опрокидывать, а не засовывать полностью в рот, есть, наклоняясь над тарелкой.
- Мягкие вторые блюда (котлеты, шницель, запеканки и т.д. отламывать вилкой, твёрдые - резать).
- Отламывать и класть в рот маленькие кусочки и жевать с закрытым ртом.
- Во время поедания гарнира нож держать, как барьер, вилкой накладывать, а не ножом класть на вилку.
- Хлеб брать руками и рекомендуется на откусывать , а отламывать маленькими кусочками, в хлебнице не должно быть никаких отходов, ил корочек, все отходы - на краю тарелки ребёнка.
- Нельзя лазить в тарелку руками, сорить на стол или пол. В младших группах, где нет ножей, дети помогают себе есть хлебной корочкой.
- Нежелательно запивать пищу компотом.
- Третье блюдо пить нужно держа чашку за ручку вместе с блюдцем.
- Ягоды из компота берут ложечкой, и ей же вынимают косточки изо рта и кладут на блюдце.
- После еды вытереть рот салфеткой, использованную салфетку положить в тарелку.
- Привести в порядок свой стол, отнести чашку, вытряхнуть, куда положено салфетку, задвинуть стул, поблагодарить взрослых, пополоскать рот.
- Дежурные убирают со стола посуду.
раскрыть » / « свернуть