Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Работа с педагогами

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления с природой в развитии познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и педагоги уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю.

Во время наблюдений за растениями, воспитанники рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра. Организуя наблюдение со старшими можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день. Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка  дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой воспитанник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции.

 При усвоении новых представлений он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Познание природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует.

Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Решающую роль в экологическом воспитании младших школьников играет взаимодействие детского сада с семьей воспитанника. Подобное сотрудничество необходимо во всех возрастных группах, но в младшем дошкольном возрасте без него фактически невозможна реальная организация экологического воспитания и обучения. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у дошкольника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

3. Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.

1.  Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы; 
2.  Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно 
3.  Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него. 
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество. 
5.  Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию 
6.  Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать. 
7.  Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.

«Проектная деятельность как форма экологического воспитания»

Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Учреждения дошкольного образования  являются начальным элементом системы экологического воспитания.

Целью экологического воспитания для воспитанников выступает оформление комплекса практических и научных представлений о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания  приобретает особую остроту и актуальность.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Виды проектов в УДО:

1. Исследовательско-познавательные – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

3. Информационно-практико-ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т. д.)

4. Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

• Средней продолжительности – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

В работе с детьми дошкольного возраста выделяют 4 этапа работы по проекту:

1. Подготовительный - педагог формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит воспитанников в игровую или сюжетную ситуацию.

2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3. Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных  умений и навыков.

Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.

* в команде нет лидеров;

* все члены команды равны;

*все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;

* каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;

* все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

* не должно быть так называемых “спящих партнеров”;

* ответственность за конечный результат несут все члены команды,выполняющие проектное задание.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.

«Елочка - красавица», «В гостях у природы», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Наша новая клумба», «Голубая водичка», «Осень», «Весна в гости к нам пришла», Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Покормите птиц зимой», «Мир домашних животных», «Чистый мир», «Жалобная книга природы», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки»,  «Голубая капелька», «Кто дружит с елью», «Вторая жизнь упаковки» и т. д.

С детьми 3-4 лет возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники»- организуются эксперименты с огородными растениями.

«Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.

С ребятами, посещающими старшую группу, можно организовывать больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.

Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

А так же можно провести интересные проекты:

«Этажи леса», «Кто живет в лесу», «Заповедник»,  «Что мы знаем о воде»,  «Как прекрасна, как чудесна природа нашей страны», «Беларусь бережливая».

Следует заметить, что основа успеха претворения всех проектов и действительность – хорошая подготовка педагогического состава детского сада, взаимодействие всех специалистов.

Виды экологических проектов:

- экологическая акция

- экологический марафон

- экологическая инициатива

- экологическая почта

- экологическая экспедиция.

Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В ходе акций ребята получают природоведческие представления, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций:

• цель (каждая акция имеет свою цель);

• задачи (выполняются общие и конкретные);

• объект (на что направлено – птицы, деревья);

• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

этапы:

1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).

Тематика экологических акций:

- «Как заботиться о комнатных растениях?»

- «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»

- «Когда я был добрым к природе?»

- «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян)

- «Преврати мусор в красоту» (сбор бросового материала)

- «Зеленая елочка – живая иголочка».

- «Покормите птиц зимой!»

- «Чудо – огород».

- «Каждому певцу по дворцу»

- «Берегите воду!»

- «Украсим планету цветами»

- «Чистый двор»

Экологический марафон

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Задачи:

1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;

2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;

3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;

4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;

5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе УДО-школа (начальное звено).

Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие дошкольников.

Экологический марафон включает в себя:

- Путешествие по экологическому музею.

Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.

- Экологическая тропа

Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений.

- Экологический тренинг

Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

- Театр животных.

Цель: закрепить представления поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.

Театральные постановки по  народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

- Экологические диспуты.

Цель: закрепить правила поведения в природе.

Ситуации для обсуждения:

- Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?

- Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?

- По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

- Час экологического чтения

Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные представления в разных видах детской деятельности.

Создание «Библиотеки экологических книг».

- Экологический букварь

Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

- Выставки поделок из природного материала.

Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное

Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми.

Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.

Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии развивается творческий и познавательный потенциал ребенка. Возможности эмоциональных переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической проектной деятельности. Педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.

Экологическая экспедиция – завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем. Организация и проведение экспедиции включает три этапа:

1. Подготовительный. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности между детьми, родителями, воспитателем, осуществляется подбор оборудования, совершаются тренировочные выходы.

2. Основной. Проведение экспедиции, выполнение запланированной исследовательской работы, сбор материала, подтверждение теоретических представлений практическими фактами.

3. Заключительный. Обработка полученных экспериментальных данных, классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности. Завершается заполнением альбома - дневника экспедиции, подготовкой стенда с рисунками, выставка собранных материалов.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме ( деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка).

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12.Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, театрализованного действа и т.п.

Семинар-практикум для воспитателей дошкольного образования

«Научите детей любить природу».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности.

Задачи.

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума.

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  2. Представление названия команды.
  3.  Разминка.
  4.  Блиц – конкурс
  5.  Решение педагогических ситуаций
  6.  Кроссворд “С днем рождения, земля!”
  7.  Творческий конкурс.
  8.  Музыкальный конкурс.
  9. Итоги.

Ход семинара.

Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум  на тему «Любите природу».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов.

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

Ведущий: - Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Ведущий: - Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дети дошкольного возраста общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы представлений о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Разминка.

  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  • Что обозначает экологическое воспитание детей дошкольного возраста? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Роль педагога в экологическом воспитании?
  • Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой).

  • Назовите элементы развивающей предметно – пространственной  среды детского сада, используемые для экологического воспитания детей дошкольного возраста.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.)

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  • Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  •  Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  •  Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания детей.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  • Перечислите словесные методы экологического воспитания.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании.  (Наблюдение.)
  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Ведущий: - У вас есть карточки с заданием.  Попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  • наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Ведущий: - Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Ведущий: - Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

  • - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  • - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  • - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  • - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  • - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  • - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  • - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  • - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  • - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
  • - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  • - Ворона кричит зимой – (к метели).
  • - Лягушки квакают – (к дождю).
  • - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  • - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Ведущий: - Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий: - Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Ведущий: - А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля».

1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце).

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед).

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…» (луна).

4. Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка).

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц).

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (Роса).

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь).

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода).

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (Тень).

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник).

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь).

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима).

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман).

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето).

18. Опустел наш  сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь).

Творческое задание.

Ведущий: - Воспитатель дошкольного образования – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Увидел грача – весну встречай.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Любишь кататься – люби и саночки возить.

6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

Музыкальный конкурс.

Ведущий: - Командам поочередно исполнить отрывок  из песен о природе.

Ведущий: - А сейчас  музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Ведущий: - Лебедь -  это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.  Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Ведущий: - Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание).

Заключение.

Ведущий: - На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

«Игры по экологии в детском саду»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе педагог использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы представлений, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.

Классификация экологических игр:

• ролевые;

• имитационные;

• соревновательные;

•дидактические;

• игры-путешествия.

Особенности ролевых экологических игр.

В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др.

Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Особенности соревновательных экологических игр.

Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических представлений, умений и навыков.

Особенности экологических игр-путешествий.

В экологических играх-путешествиях воспитанники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др.

Особенности экологических дидактических игр.

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает» и др.

В работе с детьми дошкольного возраста по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.